«Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.).  Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.

Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.

Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:

·         во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;

·         во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;

·         в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Цель изучения - сформировать компетенции, направленные на обеспечение безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.  Содержание курса:   Введение в безопасность жизнедеятельности. Безопасность и устойчивое развитие. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения безопасности жизнедеятельности. Номенклатура и классификация (таксономия) опасностей. Человек и техносфера.  Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Классификация опасных факторов. Основные методы и средства защиты. Негативные факторы и способы защиты от них в зависимости от будущей сферы профессиональной деятельности обучающихся. Обеспечение комфортных условий для жизнедеятельности человека.  Психофизиологические основы безопасности. Основы пожаробезопасности и электробезопасности. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. Управление безопасностью жизнедеятельности на отраслевых объектах.