ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История экономических учений
для студентов дневной и заочной формы обучения
Вступление
Программа изучения дисциплины "История экономических учений" составлена в соответствии с местом и назначением этой дисциплины в структурно логической схеме, предусмотренной образовательной профессиональной программой подготовки экономистов всех специальностей, и охватывает все смысловые модули, обозначенные аннотацией. "История экономических учений" является базовой дисциплиной учебного плана подготовки младших специалистов экономики.
Предмет – это исторический процесс возникновения, развития и смены систем экономических взглядов. "История экономических учений" изучает экономические взгляды, возникшие еще в глубокой древности и прошли длинный и сложный путь от поверхностного объяснения экономических явлений, до формирования экономических теорий, учений. Именно эти теории, процесс их развития и является предметом исследования истории экономических учений.
Междисциплинарные связи. "История экономических учений" представляет собой самостоятельную научную дисциплину, основное содержание которой заключается в исследовании истории экономической теории и политической экономии с зарождения экономических идей в произведениях древних мыслителей и кончая современной экономической мыслью. Изучение дисциплины базируется на знаниях полученных студентами входе изучения философии и естественно-экономических законов.
В результате изучения курса расширяется общее экономическое мировоззрение учащихся, культура экономического и политического мышления, умение проводить анализ и определять направления экономического развития производства.
Практическая направленность обеспечивается подбором лекционного материала, определение конкретных вопросов и решением практических заданий, при этом основное внимание направлено на понимание социально-экономической сущности и основных изучаемых закономерностей, явлений и предметов, умению делать обоснованные выводы и делать практические выводы. Прослеживая историческое развитие экономических идей, выяснив, при каких условиях развивалась экономическая наука, можно понять и освоить положения курса экономической теории, постичь генезис экономических законов и категорий, сделать сравнительный анализ их объяснения.
В конце каждого занятия проводится краткое подведение итогов, дается задание на самостоятельную работу и формируются требования по подготовке к следующему занятию.
Структурно-логическое место: исходное для изучения комплекса экономических дисциплин, экономической социологии, психологии трудовых коллективов. Курс "Истории экономических учений" непосредственно примыкает к курсу экономической теории (политической экономии), логично дополняет его. Тесная связь с экономической историей, экономической политикой, теорией государственного регулирования экономики.
Применение экономической теории требует знание магистрального пути развития экономической мысли. Оно важно в плане знания истории экономической науки, как и вообще истории. Кроме того, изучение истории экономических учений необходимо не только для глубокого понимания прошлого экономической науки, но и для понимания современных экономических учений.
1. цели и задачи изучения дисциплины.
1.1. Цель курса – формирование системы знаний об основных этапах развития экономической науки; предпосылки и закономерности эволюции мировой экономической науки; углубленное изучение и творческое осмысливание основных этапов и направлений развития экономических учений, и направлений экономической мысли. "История экономических учений" раскрывает предпосылки и закономерности эволюции мировой экономической науки, систематизирует и анализирует экономические знания. Она освещает экономические концепции основных школ и направлений экономической мысли, знакомит с достижениями выдающихся ученых-экономистов.
1.2. Задание дисциплины – научное обоснование общих основ экономической жизни общества; раскрыть закономерности развития общественного производства; определить механизм действия экономических законов и механизм использования их людьми в процессе хозяйственной деятельности; определить основные черты основных социально-экономических систем и направления их эволюции; определить роль политэкономии в разработке путей реформирования социально-ориентированной экономической системы общества.
1.3 Задачей курса "Истории экономических учений" является углубление знаний политической экономии и экономической теории в целом.
1.4. Задание курса:
· Углубление знаний по экономической теории;
· Формирование представлений о закономерностях и тенденциях развития экономической мысли;
· Анализ научного вклада отдельных школ и направлений в экономическую теорию;
· Развернутая характеристика современных экономических концепций.
1.5. В результате изучения курса учащийся должен знать:
- основные экономические направления и школы;
- общие характеристики отдельных периодов развития мировой экономической мысли;
- основные подходы к исследованию экономических процессов применяемые представителями различных экономических школ;
- принципы разделения и классификации экономических школ;
- методы экономического исследования.
1.6. Уметь:
- ориентироваться в мире экономики;
- анализировать деятельность новых экономических школ и направлений;
- находить наиболее адекватные формы решения экономических противоречий.
- разбираться в основных принципах анализа используемых различными экономическими школами;
- анализировать хозяйственные явления и процессы.
- Преподаватель: Иван Цыкунов