ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений

для студентов дневной и заочной формы обучения

 

 

Вступление

Программа изучения дисциплины "История экономических учений" составлена в соответствии с местом и назначением этой дисциплины в структурно логической схеме, предусмотренной образовательной профессиональной программой подготовки экономистов всех специальностей, и охватывает все смысловые модули, обозначенные аннотацией. "История экономических учений" является базовой дисциплиной учебного плана подготовки младших специалистов экономики.

Предмет – это исторический процесс возникновения, развития и смены систем экономических взглядов. "История экономических учений" изучает экономические взгляды, возникшие еще в глубокой древности и прошли длинный и сложный путь от поверхностного объяснения экономических явлений, до формирования экономических теорий, учений. Именно эти теории, процесс их развития и является предметом исследования истории экономических учений.

Междисциплинарные связи. "История экономических учений" представляет собой самостоятельную научную дисциплину, основное содержание которой заключается в исследовании истории экономической теории и политической экономии с зарождения экономических идей в произведениях древних мыслителей и кончая современной экономической мыслью. Изучение дисциплины базируется на знаниях полученных студентами входе изучения философии и естественно-экономических законов.

В результате изучения курса расширяется общее экономическое мировоззрение учащихся, культура экономического и политического мышления, умение проводить анализ и определять направления экономического развития производства.

Практическая направленность обеспечивается подбором лекционного материала, определение конкретных вопросов и решением практических заданий, при этом основное внимание направлено на понимание социально-экономической сущности и основных изучаемых закономерностей, явлений и предметов, умению делать обоснованные выводы и делать практические выводы. Прослеживая историческое развитие экономических идей, выяснив, при каких условиях развивалась экономическая наука, можно понять и освоить положения курса экономической теории, постичь генезис экономических законов и категорий, сделать сравнительный анализ их объяснения.

В конце каждого занятия проводится краткое подведение итогов, дается задание на самостоятельную работу и формируются требования по подготовке к следующему занятию.

Структурно-логическое место: исходное для изучения комплекса экономических дисциплин, экономической социологии, психологии трудовых коллективов. Курс "Истории экономических учений" непосредственно примыкает к курсу экономической теории (политической экономии), логично дополняет его. Тесная связь с экономической историей, экономической политикой, теорией государственного регулирования экономики.

Применение экономической теории требует знание магистрального пути развития экономической мысли. Оно важно в плане знания истории экономической науки, как и вообще истории. Кроме того, изучение истории экономических учений необходимо не только для глубокого понимания прошлого экономической науки, но и для понимания современных экономических учений.

 

1. цели и задачи изучения дисциплины.

1.1. Цель курса – формирование системы знаний об основных этапах развития экономической науки; предпосылки и закономерности эволюции мировой экономической науки; углубленное изучение и творческое осмысливание основных этапов и направлений развития экономических учений, и направлений экономической мысли. "История экономических учений" раскрывает предпосылки и закономерности эволюции мировой экономической науки, систематизирует и анализирует экономические знания. Она освещает экономические концепции основных школ и направлений экономической мысли, знакомит с достижениями выдающихся ученых-экономистов.

1.2. Задание дисциплины – научное обоснование общих основ экономической жизни общества; раскрыть закономерности развития общественного производства; определить механизм действия экономических законов и механизм использования их людьми в процессе хозяйственной деятельности; определить основные черты основных социально-экономических систем и направления их эволюции; определить роль политэкономии в разработке путей реформирования социально-ориентированной экономической системы общества.

1.3 Задачей курса "Истории экономических учений" является углубление знаний политической экономии и экономической теории в целом.

1.4. Задание курса:

·          Углубление знаний по экономической теории;

·          Формирование представлений о закономерностях и тенденциях развития экономической мысли;

·          Анализ научного вклада отдельных школ и направлений в экономическую теорию;

·          Развернутая характеристика современных экономических концепций.

1.5. В результате изучения курса учащийся должен знать:

-                основные экономические направления и школы;

-                общие характеристики отдельных периодов развития мировой экономической мысли;

-                основные подходы к исследованию экономических процессов применяемые представителями различных экономических школ;

-                принципы разделения и классификации экономических школ;

-                методы экономического исследования.

1.6. Уметь:

-                ориентироваться в мире экономики;

-                анализировать деятельность новых экономических школ и направлений;

-                находить наиболее адекватные формы решения экономических противоречий.

-                разбираться в основных принципах анализа используемых различными экономическими школами;

-                анализировать хозяйственные явления и процессы.