Цель учебной дисциплины «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» заключается в формировании у обучающихся системы знаний и основ традиционных и инновационных методов обучения психологии в системе высшего и дополнительного образования. Дисциплина раскрывает психологические проблемы обучения (психологические теории учебной деятельности, теории обучения, психологические основы активных методов обучения). Рассматривает психологические закономерности усвоения знаний, психологические условия эффективности учебной деятельности, а также конкретные требования к организации целостных учебно-воспитательных ситуаций на занятиях в курсах психологии.

- развитие методической компетентности психологов в сфере образовательной практики;

- формирование у обучающихся представления о формах и методах обучения дисциплине;

- формирование у обучающихся педагогических компетенций;

- подготовка к деятельности преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования;

- формирование предметной и социальной компетентности будущих психологов в реализации знаний механизмов и закономерностей освоения человеком социокультурного опыта и вызываемых этим процессом изменений в интеллектуальном и личностном развитии человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом;

- ознакомление обучающихся с видами профессиональной деятельности преподавателя психологии, задачами и методами его работы, направлениями, областями работы как исследователей так и практиков.

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен обладать систематизированными базовыми знаниями, умениями и навыками в обозначенной сфере, а также уметь практически их применить в процессе самостоятельной работы, и при дальнейшем изучении узкопрофильных дисциплин.


На лекциях рассматриваются наиболее актуальные и сложные проблемы курса, в особенности их перспективные направления. В содержании каждой лекции находят отражение теоретико-познавательный, мировоззренческий, воспитательный и методический элементы. На практических занятиях происходит осмысление и рефлексия современных подходов к супервизии (коучинг, ко-терапия, наставничество); студентам предоставляется возможность осуществления процессуальной супервизии собственный диагностико-коррекционной работы, а также вариант проведения психокоррекционной работы в виде ко-терапии с преподавателем. Основная форма работы по курсу – самостоятельная отработка тем и вопросов учебного материала. Эта работа ведётся на базе полученных знаний с использованием рекомендованной литературы. Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения монографической и учебной литературы, а также формированию профессиональных качеств и умений. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск новых знаний. Обучаемые занимаются самостоятельно в дни и часы свободные от плановых занятий. Контроль имеет своим назначением определение степени глубины и эффективности выполнения обучаемыми поставленных учебных задач, выявление препятствий профессиональному развитию психолога. Контроль подразделяется на текущий и итоговый. Формами текущего контроля являются: выборочный и фронтальный опрос в процессе проведения лекционных занятий; индивидуальные беседы с обучаемыми по содержанию учебного предмета и методике усвоения его содержания; выполнение письменных заданий контрольных работ. В качестве самостоятельной работы предлагается подготовить доклады к практическим занятиям, осуществить супервизию фрагмента диагностико-психокоррекционной работы.