Коммунальная гигиена - одна из ведущих специальных дисциплин учебного плана 
медико-профилактического факультета и наиболее объемный и разносторонний раздел 
деятельности санитарно-эпидемиологической службы. Коммунальная гигиена состоит в 
органической связи с масштабными проблемами градостроительства, благоустройства 
населенных мест, развитием систем жизнеобеспечения от столичного мегаполиса до 
объектов автономного существования человеческого коллектива (космические корабли, 
подводные корабли и аппараты и пр.). В связи с этим развитие коммунальной гигиены во 
многом определяется общественно-экономическими отношениями в стране, 
государственным устройством, соотношением форм собственности.


Гигиена детей и подростков - раздел профилактической медицины, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические нормативы и лечебно-профилактические мероприятия для обеспечения оптимального роста и благоприятного развития детского организма.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества и государства. От здоровья детей и подростков, от того, как обеспечиваются их рост и развитие, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в стране.

Ухудшение состояния здоровья детей, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Основными задачами данной дисциплины являются исследования соответствия функциональных и физических возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, а также выявление характера и интенсивности воздействия различных факторов на организм.

Закономерности роста и развития детской популяции являются основой гигиенического нормирования факторов среды обитания детей и подростков.

Теоретические принципы нормирования сводятся к следующему:

• Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора окружающей среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию - специфичность норм.

• Нормы в гигиене детей и подростков непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах, причем смена норм должна происходить не одновременно для различных факторов - непостоянство (сменяемость) норм.

• Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить необходимые предпосылки благоприятного развития детей и подростков - развивающая, тренирующая направленность норм.

• С учетом пола и состояния здоровья растущего организма один и тот же фактор может быть регламентирован на разных уровнях - дифференциация гигиенических норм.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией, «школьные болезни», которые имеют широкое распространение среди учащихся и частота которых закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

В условиях научно-технического прогресса к организму человека предъявляются высокие требования в отношении профессиональной подготовленности и физического развития. Это в полной мере относится к детям и подросткам.

Таким образом, гигиена детей и подростков решает ряд вопросов, имеющих важнейшее значение. Изучается состояние здоровья и физическое развитие подрастающего поколения, разрабатываются гигиенические основы воспитательно-образовательной и учебно-производственной работы в детских и общеобразовательных учреждениях, гигиенические регламентации физического воспитания, принципы планировки, строительства и оборудования детских, школьных и лечебных учреждений, организации питания детей и подростков.

Основными разделами гигиенических исследований детей и подростков являются:

• оценка состояния здоровья и физического развития детей и подростков;

• общие закономерности роста и морфологические особенности растущего организма;

• гигиенические основы учебно-воспитательного процесса детей и подростков;

• гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.